ЗИМНЯЯ ЗЕРНОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
3 Марта 2021
Зерновая конференция — проблемы и решения во время пандемии
и локдауна
Основная тема 14-й Зерновой конференции была продиктована событиями последнего года связанными с пандемией коронавируса. Участники обсудили проблемы рынка зерна, предложили меры поддержки отрасли государством, перспективы экспорта и, новые форматы продвижения продукции – Китай, Индонезия, Средняя и Восточная Азия; новые формы продвижения; изменения в пищевых предпочтениях и в структуре потребления жителей России и соседних стран.
Пандемия коронавируса отразилась и на формате участия некоторых спикеров, находящихся на территории других стран. Новый формат участия – дистанционный, как отметил Валерий Гачман, для конференции станет традиционным.
Собравшихся интересовала структура посевных площадей в крае на предстоящий сельхозгод. Министр сельского хозяйства Александр Чеботаев сообщил, что общие посевные площади составят, как и в 2020-м, 5 млн 200 тысяч га. Из них под зерновыми будет занято 3,3 млн га. По словам министра, ожидается рост площадей сева ряда культур, в том числе льна масличного.
Как сообщил министр, объемы господдержки в предстоящем сезоне составят 3 миллиарда 200 миллионов рублей.
– По валовому сбору Алтайский край на первом месте, Омск на втором, Красноярский край на третьем… - сообщила Мария Михайловна.
Причем, из всего объема только 13,5 % – зерно непродовольственных кондиций: «Это, наверное, лучший урожай за последние годы…» - такова оценка Марии Шостак, директора Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна».
Если говорить об экспортной реальности Сибири в 2020 году, то она такова: основные экспортеры зерна и продукции зернопереработки – Алтайский край, Омская и Новосибирская области. Основная экспортная статья - пшеница.
Алтайский край активно вывозит продукцию в Казахстан, Китай, Монголию, Киргизию. Однако, по оценке Марии Шостак, алтайский экспорт уменьшился на 14 процентов.
Они приведут к тому, что мы недовывезем около 4 млн тонн пшеницы и 1 млн тонн кукурузы.
В начале февраля 2021 года отгрузили 2,9 млн тонн пшеницы, а когда включилась пошлина в 25 евро на тонну – отгрузили около 400 тысяч тонн. Через несколько дней опустится еще один шлагбаум - 50 евро (=60$) за тонну. В ожидании этого активизировалась экспортная инфраструктура, взлетели ставки фрахта. А что будет в марте, никто не знает. Ноль не будет, но около ноля.
Колебание цены на зерно после введения пошлины может составить от 270 до 310 долларов за тонну. Но это не спасет поставки – с минусом пошлины 310 долларов – это 250 долларов, а это ноябрьская цена. Да, что-то можно будет купить по такой цене на внутреннем рынке. Но это не те объемы, которые нужны зерновой торговле.
Предполагается, что мы экспортируем 36-37 млн тонн пшеницы, в худшем случае 33-34 млн тонн пшеницы по всему сезону. Кто и когда будет замещать нас – это США, ЕС, Украина.
Соя
По информации Петриченко, соя дорожала на мировом рынке с октября 2020 года. Причина – не очень высокие урожаи в Аргентине, Бразилии и США. Но тоже цены уже успокаиваются, добравшись до 600 долларов. А к лету они могут упасть, так как США в этом году посеют сои на 10% больше.
Движение вверх на рынке сои не ожидается. «Пока цены на бобы находятся на уровне 44 тыс. рублей за тонну. Можем увидеть небольшой подъем до 46-48 тысяч. Это очень хорошая цена, — считает руководитель компании «ПроЗерно». – Но на этом всё».
Главный мировой покупатель сои – Китай. В следующем году он может нарастить импорт сои, так как у него восстановилось поголовье свиней, во многом выбитое во время чумы. Хотя это уже перспективы 2022 года.
Рапс
Прошлогодний урожай рапса в России составил 4,3 млн тонн. При этом ключевыми его производителем становится Сибирь. Прошлогодний урожай рапса в СФО спасли июльские осадки, в результате удалось собрать 909 тыс. тонн, тогда как в 2019 году - только 691 тысяч.
«Европейский союз может успокоить мировой рынок рапса, и дальнейшего роста цен до конца сезона (июнь 2021 года) не будет, - уверяет эксперт, впрочем, отмечая, что на Украине осенью посеяли рапса 78% от 2019 года. Значит, будет меньше урожай. И это может поднять российскую цену рапсового масла для Европейского союза.
Масличный лен
Лидерами его производства считаются Казахстан (более 1 млн тонн), Россия (830 тыс. тонн) и Канада. Эта троица суммарно производит 2,5 млн тонн, что не помешало мировым ценам на льняное масло подняться с 550 до 705 долларов за тонну. Хотя это не заслуга льна, а всего масличного рынка, который сильно вырос.
«Лен - замечательная культура, которая без пошлины со свистом идет на экспорт», - считает Петриченко. Он прогнозирует рекордный экспорт российского льна – 650- 670 тыс. тонн, что это больше, чем у Казахстана. Основная доля льна у России покупает Китай.
В текущем сезоне эксперт ФАО Родион Рыбчинский ожидает снижения экспорта муки из РФ: до 150 тысяч тонн (вместо с 310 тысяч тонн в 2019 году).
В 2020 году наблюдалась тенденция к сокращению экспорта муки: Турция - минус 8 процентов, Германия – минус 5 процентов, Украина - минус 38 процентов, РФ - минус 19 процентов. Причины — COVID-19 и связанные с ним ограничения привели к падению спроса.
Мировой рынок муки огромен - 13-14 млн тонн. Но, как указал Родион Рыбчинский, половина потребителей муки завязана на одном-двух поставщиках. Потребности Сирии на 90 процентов удовлетворяет Турция, в Бразилии 90 процентов рынка муки занимает Аргентина, в Узбекистане главный экспортер – Казахстан.
– Покупают у одних, не покупают у других по многим причинам: протекционизм, квоты и пошлины, стандарты и сертификаты, логистика, умение договариваться, и теперь еще COVID-19. – сказал эксперт.
В оставшемся секторе будет расти конкуренция за объемы. Однако эксперт на примере Турции показал, что можно терять в объеме, но расти в выручке.
– У Турции объемы торговли мукой упали, а выручка выросла до 1,3 млрд долларов. Она мировой лидер по объему торговли мукой в денежном выражении. Причины успеха Турции – это системная работа по нескольким направлениям: инвестиции в старые мельницы, модернизация старых, география, логистика, изготовление на заказ нетрадиционных продуктов. Помогает политика Турецкого совета по зерну и режиму внутренней переработки, госпрограммы поддержки НИОКР. В Турции развивается отраслевое машиностроение, турецкие мельничные комплексы, может, еще уступают Швейцарии, но уровень уже самый высокий. - рассказал Родион Рыбчинский.
– 2020 год оказался тяжелым. Российская экономика ощутила шок не только из-за пандемии, но и из-за падения цен на нефть. Но если говорить об экономике, то он намного менее тяжелый, чем ожидалось. Мы ждали падения экономики России до 5 процентов, но Росстат показывает 3,1 процента.
– Думаю, на докризисный уровень ВВП России выйдет в конце 2021 года. – сказал эксперт. Его прогноз развития ситуации в российской экономике: умеренный рост в 2,5 процента в 2021 году, при сдержанном увеличении инвестиций и доходов населения.
Отдельно он остановился на введении переменной экспортной пошлины. По оценке Клепача, аграрии недополучат из-за нее от 103 млрд рублей до 128,2 миллиардов рублей. "Существует необходимость корректировки механизма экспортной пошлины в нынешнем виде для того, чтобы сохранить стимулы к увеличению экспорта и роста доходов аграриев. А для защиты населения с низким уровнем доходов, которые страдают от роста мировых цен на продовольствие, необходимы специальные меры поддержки малоимущих по типу программы Food Stamps." – таково мнение Андрея Клепача.
Зимняя зерновая конференция - это крупнейшая за Уралом экспертная площадка для формирования стратегий развития предприятий зерновой отрасли России, принятия эффективных управленческих решений за счет качественных деловых контактов и обмена актуальной рыночной информацией.
В Зимней зерновой конференции ежегодно участвуют: 160 компаний, 17 регионов России, 8 стран.
Участники конференции:
- крупнейшие зерноперерабатывающие предприятия
- сельхозтоваропроизводители
- компании, занимающиеся оборудованием для пищевой промышленности, услугами для АПК
Генеральные спонсоры конференции:
Корпорация «Севкавэлеваторспецстрой»
Торговый Дом «АлтайАгроСектор»
Компания «Csort»